Случайно, благодаря Википедии, набрела на статьи по финно-угорской мифологии. Вот насколько мы близкие по культуре народы!
Приведу все пару интересных фактов.
Йома (иллюстрация) — злая лесная ведьма в фольклоре коми.
В мифологии коми Йома носила отрицательный характер. Она была воплощением болезни, смерти, разложения. Внешний вид Йомы вызывал отталкивающий вид: зубы и ногти из железа, слепа, но взамен развиты другие органы чувств. В первоначальные времена Йома вместе со своей матерью и братом жили на небе, но коварный Омоль сбросил их на землю. Характерно, что финно-угры в акте падения усматривали и моральный аспект. Йома стала покровительницей подземных и демонических существ, а в сказках коми она становится хозяйкой подводного мира.
В русском фольклоре близка к Бабе Яге(!).Сказки:О пользе труда и о пагубности лениО пользе труда и о пагубности лени
Жила-была семья из отца, матери и дочери. Мать умирает и отец женится вновь. У мачехи тоже есть дочь, однако она не загружает её работой.
По отношению к бедной падчерице она сурова и издевается над ней. Однажды она приказала падчерице ополоснуть моток ниток в пруду, но вода оказалась так холодна, что та нечаянно выпустила клубок и он затонул. Мачеха велела достать моток во что бы то ни стало.
Благодаря старанию, усердию падчерицы, отзывчивости к окружающим, пройденным испытаниям, Йома, хозяйка преисподней и подводного мира, отдала ей моток ниток и подарила новый дом.
По возвращении падчерица вышла замуж за парня и стали они счастливо жить в новом доме.
Не понравилось это её мачехе. Решила она свою дочь-белоручку за приданным к Йоме отправить. Чтобы пальцы не замерзли от каленой воды, белоручка бросила моток ниток в воду и сама устремилась в глубины реки. Однако эгоизм белоручки не позволил ей пройти все испытания и жизненные трудности. Вернувшись домой, она нашла спаленной собственную хату
О похищении маленькой девочкиО похищении маленькой девочки
Однажды пришла Йома к родителям и угрозами сосватала своего сына в мужья девочки. Однако сына у неё не оказалось. Йома вознамерилась погубить её.
Сначала она послала её за шерстью к своим овцам. Её овцами оказались волки. Добрая старушка научила её, как избежать опасности.
Затем она решила погубить её, послав к своим коровам набрать молока. Но её коровами оказались медведицы. Снова добрая старушка научила, как выпутаться из сложной ситуации.
Тогда Йома посылает её к своей сестре за берестяным лукошком. Но добрая старушка почуяла неладное и дала девочке масло, крупу, гребень для волос, брусок и корзину со смолой.
Когда сестра Йомы пошла точить зубы, девочка бросилась к двери, которая не открывалась. Догадалась она смазать петли маслом и дверь открылась. Налетели на неё черные вороны, но и им она посыпала зерна.
Вернулась Йомина сестра из чулана, а девочки нет. Бросилась она в погоню.
Тогда девочка кинула ей под ноги гребень для волос и путь к ней преградил дремучий лес. Но пробралась через него йомина сестра.
Девочка кинула брусок и за ней тот час стали подниматься горы. Пропилила сестра Йомы и горный кряж.
Последнее, что оставалось — корзина со смолой. И её кинула девочка, но перепутала слова заклинания. Вдруг смоляная река появилась, но не позади, а впереди девочки. И увязли они в этой трясине вдвоем.
Девочка обратилась к ворону, чтобы он передал её родителям о беде и велела им взять железный лом и огонь. Прибежав, отец вбил ломом сестру Йомы в смоляную реку, растопил смолу и вызволил девочку
Знакомо, не правда ли?Войпель (иллюстрация) — брат (дочь) Йомы. Имя переводится, скорее всего, как «северный ветер» или «Владыка Севера».
Описывается как изображение четырёхликой женщины. Его половая принадлежность вызывает у исследователей вопросы: одной стороны, из фольклора народов коми следует, что Войпель — божество женского рода, однако его имя происходит от словосочетания «лесной дед, дедушка» — «вöр пöльö». Кроме того, ещё в начале ХIХ века у коми-пермяков существовало утраченное ныне слово «айпэл» в значении «мужчина».
Войпель был могущественным божеством, который благосклонно относился к людям. К нему обращались с просьбой, чтобы он оберег от болезней и порчи, а также отвел оружие врагов от народа коми или конкретного человека
Жилище Войпеля расположено в Уральских горах, на второй по величине вершине Урала, именуемой «Гнездо ветров» или Тельпос-из.
Опять же какие-то знакомые мотивы ещё языческих сказок (ну без многоликости, конечно), которые до сих пор рассказывают детям.Так же интересную, хоть и уже не столь знакомую, информацию можно почитать про
Шонды (Солнце),
Ена и
Омель - двух братьев-демиургов.