А неудачники поняли главный экономический закон. Хорошо здесь живется миллионерам и нищим. (Правда, миллионером в русской колонии считают любого терапевта, не говоря о дантистах. ) Много и тяжело работают представители среднего класса. Выше какого-то уровня подняться нелегко. И ниже определенной черты скатиться трудно.
Самые мудрые из эмигрантов либо по-настоящему разбогатели, либо вконец обнищали. А мы с женой все еще где-то посередине. Сыты, одеты, бывали в Европе. Меню в ресторане читаем слева направо.
А ведь первую кровать я отыскал на мусорной свалке. То. да, четыре года назад мы оказались в совершенно пустой квартире. Хорошее было время...»
(с) Сергей Довлатов - Ремесло
Я вновь зачиталась рассказами Довлатова. Они такие простые, реальные, без изысков... такие настоящие, жизненные. И тоскливо от этого на душе, и оторваться невозможно. Вот конкретно после этого отрывка осознала, что отношусь к тем людям, которые читают меню справа-налево - от цен к блюдам, значит. И в моём окружении мало людей, которые делают это по-другому. И это не потому, что моё окружение в основном студенческое. Я говорю и о моём поколении, и о старшем... Хотя, пожалуй, ничего в этом печального нет. Даже для нормально зарабатывающих людей это уже, кажется, привычка, которую не вывести. Менталитет, выработавшийся в советские годы и бережно передающийся от поколения к поколению. Ведь мы неплохо живём - сравнивать-то можно с разным: можно с зажиточными европейцами или американскими миллионерами, а можно c жителями тех же американских цветных кварталов или бедных стран Африки. Живём неплохо, страдать только любим - тоже часть национального характера.
А я в который раз уже осознаю, что, погружаясь в какого-нибудь автора, незаметно присваиваю в той или иной мере его литературный стиль. Впрочем, это неплохо, если автор хороший. Для редактора, наверное, хорошая черта.