Двадцать восьмое маяБольшое спасибо
Nosema, которая поделилась с нами статьей Льва Айзермана "Русские классики в стране "новых русских". В ней есть такой фрагмент:
"Однажды, 3 июля 1916 года, Есенин экспромтом написал в альбом одного из своих знакомых такие стихи:
Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь.
Нет, не могу я стремиться
В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают,
Что их загрызла мета;
Если и есть что на свете —
Это одна пустота.
Альбом этот попался на глаза Блоку.
читать дальше"Сергей Александрович, вы это серьезно написали?" — спросил он у Есенина. "Серьезно", — ответил Есенин. "Тогда я вам отвечу", — сказал Блок. И в этом же альбоме написал свой ответ Есенину — отрывок из поэмы "Возмездие", над которым он в то время работал.
Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Почему Блок счел необходимым ответить Есенину? В чем смысл его спора с ним? Кто, на ваш взгляд, прав в этом споре?"
Переадресуем вопросы Льва Айзермана нашим игрокам. Публикуем еще один фрагмент статьи Льва Айзермана, продолжающий мысль в посте. Возможно, кого-то он натолкнет на новые размышления.
"В тот день в школе было 52 человека. Некоторые из них поняли строки Блока упрощенно: “Мне кажется, в каком-то смысле Блок пытается закрыть глаза на плохое”. “Блок говорит: „Сотри случайные черты...” А значит, он предлагает забыть прошлые неудачи и беды, и тогда будет мир прекрасен”.
читать дальшеНесколько человек писали о том, что “случайные черты” — это сиюминутность душевного состояния Есенина в тот момент. 11 человек сказали, что Блока испугало то, что, судя по этим строкам, Есенин был близок к самоубийству. “С таким мироощущением остается только всадить себе „в ребра холодную сталь” и остановить свое „поганое сердце”. Все же остальные говорили о различном мироощущении и мирочувствовании: “Жизнь — это не только страдания, бесконечная суета, серость и гниль, но и какие-то светлые стороны”, и необходимо уметь видеть мир “не только с повседневной, серой и безнадежной стороны”.
“По мнению Блока, в жизни есть и эта бездна, и пустота, и сгнившая даль, и какие-то светлые начала, „ясность Божьего лица”. “Жизнь не слишком хороша, ведь „над нами сумрак неминучий”. Но если не смотреть на мир сквозь призму житейских неприятностей и разочарований, а взгляд твой „тверд и ясен”, то легко понять и увидеть, что „мир прекрасен”. “В мире, помимо сумрака неминучего, есть „ясность Божьего лица”.
Но только 21 человек — это сорок процентов — увидели, что главное слово в стихотворении Блока — художник, хотя саму строку эту процитировали почти все. (Отметим, что именно это слово — художник — выберет и Пастернак в своем известном стихотворении: “Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну. / Ты — вечности заложник, / У времени в плену”.
“Весь спор в конце концов сводится к пониманию назначения поэта как творческой личности”.
“На мой взгляд, в этом споре прав А. Блок. Я думаю, что, если бы Есенин видел на свете одну пустоту, он никогда бы не стал поэтом. Наверное, когда он написал это стихотворение, он видел лишь „случайные черты”. Мне кажется, настоящая поэзия не рождается от разочарования, скуки и обреченности. Сердце поет только тогда, когда видишь, что мир прекрасен”.
Естественно, я сказал, что и от разочарования, скуки и обреченности тоже рождается настоящая поэзия. И конечно же потом мы скажем о том, как при всей своей трагедийности прекрасен мир в поэзии Есенина. С блоковским “Все равно: принимаю тебя!” перекликается есенинское “Все как есть, без конца принимая”.
Что касается своего личного отношения, то 4 человека заметили, что по-своему правы и Блок, и Есенин. А еще 4 школьника написали, что “не прав ни Есенин, ни Блок”. “Есенина можно понять, потому что иногда бывают такие моменты в жизни, когда перестаешь на что-либо надеяться и во что-то верить. Накапливается столько плохого в душе, что просто опускаются руки и уже нет сил верить, надеяться, ждать лучшего”. “Я не могу дать однозначного ответа, кто прав в этом споре. Лично у меня, да и у каждого человека, наверное, бывают такие минуты, когда не знаешь, зачем живешь, когда впереди видишь лишь темноту и чувствуешь, что у тебя в душе и во всем мире лишь пустота. И бывают дни, когда веришь, что жизнь прекрасна, что все мечты сбудутся и будущее видится светлым и радостным”.
Лично я придерживаюсь того мнения, что Есенин показал себя в данном описанном моменте негативистом, а Блок - позитивистом.